Версия для слабовидящих



Каменский музей декоративно-прикладного искусства и народного творчества, в рамках проекта «Виртуальный музей», предлагает знакомство с лучшими коллекциями, выставками, наиболее интересными материалами, написанными сотрудниками.

_____________________________________________________________________________________________

на страницу 2 1
_____________________________________________________________________________________________


Печатные издания станицы Каменской


Совместно с редакциями современных городских изданий - газетами «Труд» и «Пик» мы продолжим путешествие по нашему городу. Уверена, что кроме названий этих газет горожане едва ли знают историю печатных изданий.

Станица Каменская в конце 19-го, начале 20-го веков была не только одной из крупнейших станиц Области Войска Донского, центром Донецкого округа, но и культурным центром, где были свои типографии, печатались книги, газеты, реклама, различные бланки, календари, наградные листы , открытки, памятки и прочее.


Все они помечались надписью «Типография Е.Кулакова в ст. Каменской»



Располагались типографии в районе нынешнего кафе «Отдых», в районе, который так и назывался «печатный квартал». Владельцем 2-х типографий был Евграф Васильевич Кулаков. Но по данным историка Шумова, в 1905 г. в станице действовала еще и подпольная типография, о которой мало кто знал. Ее перевезли сюда из г .Ростова-на-Дону и печатала она революционные прокламации.

Типографии Кулакова печатали популярную продукцию того времени, которая сохранилась до наших с вами времен и по-прежнему вызывает живой интерес. По интернету гуляет множество открыток с видами Каменской станицы, которые мы с удовольствием рассматриваем.

К 1910 году Кулаков становится весьма богатым и влиятельным человеком, он открывает магазины печатной и канцелярской продукции не только в станице Каменской, но и в других населенных пунктах (Миллерово и других).

Как сложилась судьба Кулакова после революции - не известно. Но в 1918 году его типография стала печатать бюллетени красного казачества, что говорит об экспроприации в годы революции его имущества.

В годы Великой Отечественной войны старое здание типографии Кулакова сгорело. Однако типография к тому времени ( с 1930 года) переехала в дом генерала Макеева- ныне филиал «Роспечати».

После 1917 г. в станице выпускается множество печатных изданий:

-1917 г- информационные листки военно-революционного комитета.

-С начала 1918 г. власть в станице меняется и с мая 1918 г. до конца 1919 года при атаманском правлении печатается газета «Донец»-(орган Донского белоказачьего правительства).

-1919 годы- печатается стенная газета «Красный казак», которая вывешивается на столбах, стенах домов и т.д.

-1930 год-газета «Труд», которая являлась органом райкома и райисполкома города ( к тому времени уже -города). Руководил газетой отдел пропаганды.

Одним из первых и наиболее выдающихся главных редакторов газеты «Труд» был И.В.Гавриков. В годы войны он являлся начальником отдела кадров политотдела 47-ой Армии. С марта 1946 г. по ноябрь 1948 г. подполковник Гавриков занимает пост заместителя уполномоченного Управления советской военной администрации в Германии.




Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
_____________________________________________________________________________________________


Стаканы и подстаканники

       Тенденция 21 века – возвращение к прошлому: винтаж,  мода  прошлых годов. Один из уникальных предметов прошлого - подстаканник. Откуда он появился, когда начали использовать  подстаканники в быту,  конкретно  определить нельзя . Но ясно одно- стакан и подстаканник тесно связаны друг с другом. Слово «достаканъ» встречается в русской грамоте с  1356 года  и в Духовной грамоте Ивана Калиты , который умер в 1340 году. Предполагается, что это слово  заимствовано от тюркского  — tostakan - низкая круглая деревянная  посуда типа пиалы. В современном  казахском языке  «тостаган»  представляет собой чашу для питья.
       Наиболее часто стаканы сделаны из стекла. Такая практика отразилась в том, что в некоторых языках, таких как английский, немецкий, французский, слова «стакан» и «стекло» являются омонимами: glass, Glas, verre.
IMG_6160_cr_s.jpg
Стаканы  из нашего  музея.

       Само слово  « подстаканник» говорит, что появился данный предмет, как поддержка для посуды и производился по той же причине для удобства. Что касается  времени его появления, то тут историки разделились на несколько групп:
- одни  считают началом истории появления подстаканника 1631 год, когда в страну привезли чай. Соответственно и «железные доспехи» для стеклянного стакана были также «заморскими». Мужской быт теперь украшал не только портсигар, табак, но и подстаканник. Кстати, ближе к XIX веку в Россию привезли и дамские маленькие подстаканники. Маленькие потому, что женщинам не надобно было много есть и пить. Тоже по этикету.
-другие утверждают, что подстаканник  появился в России  в 1720-х годах, в то время, когда страну провозгласили Российской империей  и  были введены новые правила этикета. В чайной церемонии женщинам полагалось пить чай из фарфоровой посуды,  а мужчинам – из стаканов. Как уже было сказано, пить горячий чай из стакана неудобно. Тогда и придумали подстаканники.
-третья  половина   считает временем появления подстаканника  начало XX века - в связи с отказом от фарфора  и предпочтения  стекла. Чуть позже аксессуар стал необходимым предметом в домах значимых лиц и чиновников
         Музей располагает коллекцией подстаканников, некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию.
IMG_6153_cr_s.jpg

         Когда подстаканники стали появляться на торжественных столах, мастера стали декорировать их – ввели технику художественного литья и гравировки. Какие только рисунки не украшали подстаканники! История, литература, искусство и сама эпоха отражались в украшениях подстаканников!  В зажиточных домах хранились подстаканники из серебра. Изготовленный из дорогого   металла,  предмет чаепития был излюбленным подарком коллегам, друзьям и уважаемым людям.
IMG_6156_cr_s.jpg
У простого рабочего класса подстаканники хотя и были дома, но как атрибут чайной церемонии не прижились: чай  наливали в блюдечко , чтобы быстрее остыл. А после революции 1917 года подстаканники производили хоть и в меньших количествах, но классовой принадлежности  у  предмета не было: им пользовались и рабочие, и крестьяне.
Формы у подстаканников были настолько различны, насколько хватало фантазии у мастера. Первые изготовления были скучны, но практичны: стакан попросту обрамляла пластинка из меди или латуни по форме. В XIX веке «подставка» под посуду стала преображаться. В форме избы, бочонка, дерева, украшенные цветами или животными – здесь отразился деревенский быт и уклад. Чуть позже, когда «защита» для пальцев появилась в богатых домах, подстаканники стали украшать гербами, семейными инициалами. Создавались целые картины, на первый взгляд, на обычном предмете посуды.
IMG_6158_cr_s.jpg
 С подстаканником мы встречаемся все и всегда, конечно, в поезде. Спроси любого, с чем ассоциируются путешествия по железной дороге, ответ будет прост:  кипяток у проводника, чай в стакане с подстаканником. Кстати, были попытки   ввести  в обиход пластмассовые стаканы, но они не прижились. Стакан и подстаканник  по-прежнему востребованны.



Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
_____________________________________________________________________________________________


В Ростовской области открывается V фестиваль музеев Дона



В понедельник, 22 июня, в Ростовской области открывается V фестиваль музеев Дона, который пройдет на интернет-площадке, предоставленной историческим парком «Россия – моя история».

Фестиваль проводится по инициативе регионального министерства культуры с 2016 года, ежегодно объединяя на одной площадке все государственные и муниципальные музеи Ростовской области, где представляется возможность обмена опытом, демонстрации своих достижений и многообразия работы, а для гостей – провести интересный и познавательный досуг.

Тематика фестиваля не повторяется. Каждый год министерство культуры предлагает новые темы, формы и решения при организации мероприятия.

- В 2020 году фестиваль посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Именно этим обусловлен выбор даты открытия фестиваля – 22 июня,  когда вся страна скорбит по героям, отдавшим свою жизнь, защищая Отечество, – рассказал первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов – Память о событиях войны 1941-1945 годов должна жить в наших сердцах. Наша главная задача – донести до молодежи понимание и значение победы в Великой Отечественной войне для России, для всех последующих поколений. Мы не дадим забыть о великом подвиге, который совершили наши деды и прадеды.

Учитывая сложившуюся эпидемическую ситуацию, в текущем году фестиваль музеев Дона пройдет в онлайн-формате. В мероприятии примут участие 33 из 43 музеев, осуществляющих деятельность на территории донского региона, включая государственные, муниципальные, а также федеральные музеи. Каждый из них уникален, хранит богатое культурное наследие региона, представляет раритетные предметы истории донского казачества.

Участники подготовили видеоряд, который будет размещен на YouTube-канале исторического парка «Россия – моя история». Трансляция фестиваля начнется 22 июня в 10:30 с видеообращения министра культуры Ростовской области Анны Дмитриевой.



Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
_____________________________________________________________________________________________


Рассказ о подвиге пионеров-героев в период оккупации г.Каменска на  онлайн-выставке "Юные герои войны".






Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
_____________________________________________________________________________________________



В рубрике «Наши экспонаты» мы расскажем о фотоаппарате «Фотокор-1».

Выпускался он в 30−40 гг. в Советском Союзе, относится к пластиночным складным фотоаппаратам.
Представляет собой универсальную прямоугольную камеру формата 9×12 см с откидной передней стенкой и двойным растяжением меха.
Только за 11 лет его производства было выпущено более 1 миллиона экземпляров.

«Фотокор № 1» смело можно считать первым советским крупносерийным фотоаппаратом. Имел два видоискателя — поворотный зеркальный и рамочный. Фотоматериалом служили стеклянные фотопластинки формата 9×12 см. Пластинки заключались в металлические кассеты, односторонние и двусторонние.
Корпус фотоаппарата обтягивался чёрным кожзаменителем. Для удобства использования в верхней части корпуса фотоаппарата имелась чёрная кожаная ручка-ремешок с тиснением с надписью «Фотокор № 1». Фотоаппараты комплектовались также специальным жёстким кожаным чехлом-кофром.

Как наводили на резкость− методом растяжения меха. Так как мех имел двойное растяжение, то зачастую наводка осуществлялась вручную.
«Фотокор № 1» стал классической камерой для съёмки фотохроники Великой Отечественной войны.
Фотокорреспонденты были на передовой, в партизанских отрядах, вместе с защитниками городов и сёл. Неустанно работали фотокамеры, помогая вести фотолетопись войны, – делать нужное и опасное дело. Прямо с передовой фотокорреспонденты доставляли в редакции газет фотоматериалы, храня историю того страшного времени. «Фотокор-1» исправно нес службу в окопах и блиндажах, им же делали фотографии на партбилет при приеме в партию на передовой.



Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей


_____________________________________________________________________________________________

Иконы-складни

В настоящее время в современном обществе наблюдается усиленный интерес к духовной культуре. Особое место в христианстве занимают иконы, почитаемые в каждом доме. Они изготавливались из дерева, меди и медных сплавов. Медные литые образы в России известны с доордынских времен. Самые первые медные иконки-змеевики относятся к XI веку. В XIV- XIX веках медные иконы изготавливались в больших количествах и широко расходились среди верующих. Моделями служили оригинальные произведения местных художников, но чаще − старинные литые образа, почитаемые в народе. Сюжеты на иконах и крестах самые обычные для православных: Иисус Христос, Богородица с младенцем, почитаемые святые, двунадесятые праздники. Чтобы образок можно было подвесить к храмовой, либо домашней иконе или носить его на шее, в оглавлении иконы крепилось ушко или петелька.
Распространялись и складни - особая форма иконы, как правило − триптих (состоит из трех частей). В сложенном виде он компактен, а если развернуть − настоящий миниатюрный иконостас со сложной композицией и богатым убранством. Во время дальнего пути, в чужих странах или гонимый человек не всегда мог найти место, освященное для моления. Обычную икону в пути можно было повредить, а аккуратно закрытый складень такой опасности подвергался меньше. Экспонат нашего музея - триптих с изображением 3-х святых ангелов, сидящих за столом (в центре). Часто такие складни покрывались цветной эмалью.

Мы знакомим Вас с еще одним нашим экспонатом-большим четырехстворчатым складнем с изображением церковных праздников и чтимых Богородичных икон. Изготавливались такие складни в Даниловом монастыре на реке Выг. В сложенном виде он с мужскую ладонь, а изнутри − чудо, настоящий иконостас из 20 миниатюрных клейм. Каждое клеймо− многофигурная композиция с изображением различных сюжетов. Специалисты считают, что подобный образец складня был создан в XVII веке.

В народе его называли «утюг», потому что в сложенном виде он очень напоминал этот предмет. Представленный вам складень− литая икона XIX века «Большие праздничные створы с кокошниками», в клеймах которого изображены сюжеты из цикла церковных двунадесятых праздников и Богородичные иконы.



Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей


_____________________________________________________________________________________________


Мы продолжаем нашу рубрику «Виртуальный музей».

Этот предмет ещё не так давно хранился практически во многих домах, особенно у тех, кто проживает в сельской местности. Сейчас его можно увидеть только в музее, в том числе и нашем. Рубель— предмет домашнего обихода, использовался для катания белья.

Сейчас стирка белья не доставляет особых хлопот: положил вещи в стиральную машину, засыпал порошок, нажал пару кнопок, задав необходимую программу, и умная техника всё сделает сама. Раньше стирка была довольно трудоёмким процессом, требовавшим от женщины немалой физической силы и выносливости.
Предмет использовали на этапе стирки, когда белье выколачивали, затем отжимали вручную, наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем.
Кстати, жених мог подарить рубель красавице на выданье и, таким образом, проверить будущую хозяйку. По тому, как невеста гладила, решали, готова ли она к будущей семейной жизни. Если одной рукой — девушка сильная и станет настоящей хранительницей домашнего очага, двумя, то замуж ей пока рано.
Тыльную, нерабочую поверхность рубеля зачастую украшали резьбой по дереву. На второй фотографии можно увидеть, рубель, украшенный растительным орнаментом.

Этот предмет использовали не только, когда гладили-стирали, на нём ещё и играли. Рубели и сейчас иногда используются оркестрами народных инструментов или фольклорными коллективами.
При игре его держали одной рукой за ручку, другой водили по его рубцам деревянной ложкой. Получался характерный «трещащий» звук.



Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________


В рубрике «Наши экспонаты» мы расскажем о большом старинном самоваре.
Многие считают, что самовары появились в России, но это не так. Документы свидетельствуют, что впервые изделия, объединившие емкости для воды и угля с отводящей трубой, появились в Китае. В Россию их завезли намного позже. Первоначально в России самовар начали делать на Урале. В документах 1740 года впервые упомянут медный самовар, изготовленный на Иргинском заводе.
Первое упоминание о тульском самоваре встречается шестью годами позже. Но в 1850 году в Туле уже было двадцать восемь самоварных фабрик, которые выпускали около ста двадцати тысяч штук самоваров в год. Это приводило к большой конкуренции и разнообразию продукции.
Объём самоваров варьировался от стакана до нескольких вёдер воды. И названия им давали разные: самые маленькие назывались «самовар холостяка», «отрада эгоиста», они вмещали от 250 гр. воды до трёх стаканов. Большие, такие, как представлен на фотографии, в высоту 90 см., назывались «семейными».

Изготовлен самовар был "Товариществом торгового Дома Шемариных в Туле", о чём свидетельствует соответствующий оттиск с надписью. Относится он к классическим по форме, такие называли− «банка».
Братья Шемарины в 1887 году в Туле открыли свою мастерскую. Владимир Шемарин, женился на вдове оружейника Гудкова, у которой уже была небольшая самоварная фабрика по выпуску дорожных самоваров. Шемарины объединили мастерскую и фабрику и стали заниматься выпуском самоваров.
Медали на самоварах и клеймо семьи присутствовали в обязательном порядке. Известно, что использовалось около 20 различных типов медалей. На данном самоваре их десять, а также выбито клеймо в виде развернутого свитка и надпись: «Поставщик двора Его Императорского Величества шаха Персидского». Самовар был изготовлен в период, когда самоварное производство Шемариных достигло пика своей популярности.



Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________
 


75 лет победы
75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается.



В рамках проекта «Виртуальный музей» мы расскажем о редком экспонате времён Великой Отечественной войны. Это гильза от патрона с запиской, которую написал танкист 8 февраля 1943 года, участвуя в боях за освобождение нашего города от фашистов.

Каменск освобождали долго и тяжело. Больше месяца продолжались кровопролитные бои. Северский Донец буквально превратился в единую линию фронта. Воевали едва ли не за каждую улицу. Бои шли на Рыгине, районе «Комбината Каменский», железнодорожного вокзала, на других улицах. Горели дома, подожжённые немцами. Ситуация усугублялась лютым морозом.
В один из таких дней и погибли советские военнослужащие, освобождая Каменск от фашистов. Один из них, видя, что танк окружён противником, оставил на обрывке бумаги записку будущим поколениям− свидетельство бессмертного подвига, совершённого во имя нашей мирной жизни.

Советские войска вошли в город в ночь на 13 февраля 1943 года. Участниками освобождения, как рассказал краевед А.Н. Чеботарёв, стали воины 1120-го стрелкового полка и отдельного артдивизиона 333-й стрелковой дивизии, действовавшей в составе 5-й танковой армии Юго-Западного фронта. Именно их радостно встречали каменчане в то холодное февральское утро.


Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
_____________________________________________________________________________________________

НОЧЬ МУЗЕЕВ

75 лет победы
75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается.



Скрипка на войне

Скрипка, которую вы видите на фотографии-один из самых ценных экспонатов нашего музея. Ведь с ней молодой солдат прошёл почти всю войну это — Борис Николаевич Кирсанов.

Он родился в 1921 году в г. Каменске, окончил школу в 1939 г. школу №33. В этот же год поступил в Севастопольское училище зенитной артиллерии, которое окончил в мае 1941 года.
Отправился служить, защищая нашу Родину сразу же после объявления войны. Кирсанов с детства играл на скрипке и мечтал стать музыкантом. Поэтому и инструмент взял с собой на фронт, надеялся, по окончании войны, пойти учиться и стать скрипачом.

Когда между боями было немного свободного времени, Кирсанов брал в руки скрипку и из-под смычка выходили самые прекрасные мелодии, которые поднимали боевой дух советских воинов.
Он погиб в ночь на 1 мая 1945 года в Германии, под Берлином, не дожив до Победы всего неделю. Во время артналета противника Борис Кирсанов был смертельно ранен в голову и похоронен в городе Люккау. А нам память осталась его прекрасная скрипка.
За время войны Борис Николаевич Кирсанов был награждён тремя Орденами Красной Звезды, Орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени.


Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________


НОЧЬ МУЗЕЕВ


Каменский музей присоединяется ко всероссийской акции Ночь музеев.
В этом году мероприятия проходят в онлайн –формате. Акция приурочена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.


75 лет победы
75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается.



#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020




Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"

 #сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей


_____________________________________________________________________________________________

на страницу 1 2

_____________________________________________________________________________________________


/html